ProКино »

Звёздное пробуждение

 

Седьмое пришествие

Их ждали. Одни с воодушевлением, другие с лёгким скепсисом. Третьи и вовсе криво ухмылялись, читая оправдания дедушки Лукаса. Но надеялись все. Оправдалась ли новейшая надежда?

Проблем у фильма хватает и основной из них стал сценарий. Как будто не в силах выдумать ничего нового, авторы Пробуждения Силы идут проторенной тропой, повторяя основные сюжетные ходы первой трилогии. Девушка по имени Рэй бороздит пустоши песчаной планеты, собирая различный металлолом, чтобы обменять его на еду у местного жуликоватого скупщика. Но однажды судьба забросит в её края беглого штурмовика и дроида, у которого есть конечно же важная информация. И конечно же этой троице придётся уносить ноги с планеты на старой рухляди, подозрительно смахивающей на Тысячелетнего Сокола. А это собственно он и есть. Если у вас к этому моменту не случилось дежа-вю, то вам либо мало-мало лет, либо много-много. Впрочем, не беда, как говорится, Силе все возрасты покорны. Давайте лучше

 

Вспомним про изюм

 

Хотя нет, давайте про дежа-вю. Павшая империя чудесным образом возрождается в обличии Первого Ордена, голограмма очередного «императора» отдаёт приказы новому ученику Тёмной Стороны, ученик усиленно косплеит Дарта Вейдера, пока очередная «звезда смерти» разрушает неугодные злодеям планеты.

SW9

 

Пробуждение Силы похоже на многократный пересказ Новой Надежды, которую видел один избранный, а все остальные пересказывают друг-другу чьи-то пересказы. Вот наконец история добирается до Джей-Джея Абрамса и вдохновившись услышанным, режиссёр снимает осовремененную версию старой сказки, бережно пытаясь сохранить главное. Но оригинала он «не видел», да и рассказчики уже давно и многократно расставили свои акценты. В результате на свет рождается кукиш прилежно слепленный из пережёванного мякиша. Про изюм в таком случае лучше вообще не вспоминать.

 

Кукиш-мякиш

 

Сопротивление храбро сопротивляется, имея лишь «рогатки» в сравнении с вооружением своего противника. Чему оно сопротивляется неясно, ведь непонятно откуда взявшийся Первый Орден занимается только тем, что гоняется за тенью Люка Скайуокера. Ощущение, что в галактике происходит что-то судьбоносное, не посещает. Но Абрамс пытается наспех его слепить, раздолбав сразу несколько планет из новой ультра-мега-супер-пушки. Правда, в Республике что-то совсем стало безлюдно — три жителя на планету. Видимо все записались в штурмовики. Если в первых Звёздных Войнах эта сцена подана как надо и работает, в последних она не вызывает эмоций даже у персонажей, что уж говорить про зрителя. Всё происходит наспех и как-то само-собой, отчего ни малейшей эпичности даже в эпично снятых моментах не ощущается. Беззубая история, лишённая свежих идей, неожиданных поворотов и неординарных героев, мчится вперёд на всех парах, пытаясь динамикой компенсировать невыразительность и смысловую пустоту. Стоит лишь на миг ей остановится и не заметить, что сюжет у фильма напрочь отсутствует, будет проблематично.

 


Немеркнущую притягательность Звёздных Войн понять несложно, если отбросить снобизм и перестать оценивать творение Джорджа Лукаса в свете жанровой принадлежности. С высоты едва ли разглядишь глубину. Творя самый первый фильм Лукас делал сказку для всех возрастов, оперируя простыми понятиями, понятными образами и образным языком. Герой покидающий дом, мудрый наставник, верные друзья, испытания на прочность, простые мотивы и архетипы. Всё это неотъемлемые составляющие любой сказки. Даже про заточённую в замке принцессу не забыли )

 

— Вот скажи мне BB-8, в чём Сила?

 

Сказки врут. Но хорошие сказки врут правду. Правда неизменна. Как её соврут зависит от культурного кода и фантазии рассказчика. У новой сказки слишком невнятное смысловое ядро и с фантазией у дуэта Дисней-Абрамс туго. Как следствие рассказ идёт в никуда, образы не врезаются в память, под внешней эффектностью нет фундамента для истинной визуальной выразительности.

 

 Безликий космос

 

Впрочем с внешней эффектностью тоже не особо хорошо. Никаких откровений, лишь механистическая лепка старых образов современными технологиями.

 

Стремление к визуальному реализму играет с Абрамсом злую шутку. Яркость образов и символизм, так важные для былинного эпоса, непринуждённо принесены в жертву погоне за призраком 4-го эпизода. Да, в своё время он выглядел очень убедительно. Но, что ещё важнее — совершенно ни на что не похоже и вызывающе футуристично. А визуальная лаконичность мало того, что не мешала, так ещё и работала на благо: простые образы проще наполнить символизмом, проще впечатать в память и проще идеализировать. Для эпоса это архиважно.

Параллель с Нацисткой Германией читалась и у Лукаса. Но не так же в лоб. Похоже косплей — действительно главная фишка фильма.

 

Совершенно иной визуальный стиль приквелов потребовался, чтобы нелогичное превосходство технологий 30-тилетней давности не так бросалось в глаза. Другими словами нельзя было просто так запихнуть в приквелы Виндовс, плоские экраны и осовременить декорации. Оставить всё как было тоже не представлялось возможным: два десятилетия спустя это просто бы не работало. В итоге более вычурный и богатый фасад второй трилогии уводит внимание в сторону от неудобного сравнения, смещая акценты с утилитарной плоскости в эстетическую. Роккоко знаете ли тоже выглядит побаче советского конструктивизма 60-х, хоть и старше на много-много лет. Старик Лукас далеко не дурак, что бы там не воображали себе «истинные ценители», воротя нос от приквелов и обвиняя дедушку в непонимании сути собственного детища.

 

George-Lucas

 

Но Лукас ушёл, пришёл Дисней, привёл Абрамса и тот потужившись выдал… пшик. Попытка закосить под Новую Надежду есть, а манящего, будоражещего воображение космоса — нет. Лаконичность есть, но она там не от нужды, а от подражания и потому режиссёр и не задумывается, как выжать из неё максимум выразительности.

Хуже того, стремясь к реализму Абрамс снимает слишком просто, словно проходной боевик в городских подворотнях: есть цепочка событий в будничных декорациях, её надо показать и не более того. Никакой визуальной поэзии, попытки передать картинкой атмосферу, выразить мысль не ощущается. Кстати о подворотнях. Фин выглядит так, будто попал в галактическую заварушку прямиком с улиц Гарлема. Джинсы, куртка, кроссовки … Мило.

 

SW8

 

Про масло и стариков

 

Хан Соло, Чубака, Лея, Люк — вот кто могли сыграть роль масла для пресной и жидкой диснеевской каши. Милые сердцу любого поклонника саги рожи(да простят меня уважаемые артисты) обеспечат добрую половину кассовых сборов фильма уже самим фактом своего присутствия. Признаюсь и мою физиономию озаряла дебильная улыбка всякий раз при появлении очередного старого знакомого.

 

SW34

SW51

Найдите 10 отличий

Но давайте признаем очевидное. Персонажи классических ЗВ вписаны в сюжет нового фильма только затем, чтобы подкупить миллионную армию адептов Силы и мимоходом передать эстафетную палочку новому поколению героев.

SW20

— Держи палку. Бегом марш!

 

Естественно молодой поросли должно благоговейно смотреть на ожившие легенды и уходить на второй план, когда те появляются в кадре. Естественно моменты их появления обставлены торжественно. Но чем дальше в лес, тем очевиднее становится, что старикам тут не место. От возвращения старых героев ждёшь куда большего. Что с ними стало за 30 лет? К чему они пришли, на что они готовы теперь? Ждёшь увидеть умудрённых опытом людей, легко разменявших галактическую суету на кресло-качалку, плед, радости и горести обычной мирской жизни. Рассчитываешь на лёгкую насмешку в их глазах над неопытной и не в меру горячей «сменой», а вместе с ней грусть и ревность. Они помнят свою юношескую горячность, но они уже не дети, а деды. А вместо этого дедушка Хан и бабушка Лея с первых секунд своего появления и до упора косплеят себя молодых. Получается так себе. Увы, но масло прогоркло.

 

Герои нового времени

 

Но едва ли та самая молодая поросль стала достойной заменой. У их «родителей» был блеск в глазах, идеалы, острый язык и характер. Дети как будто «мимо проходили» и случайно споткнулись о приключения. Бац — и вот они вместе удирают на легендарном звездолёте. Бац — и сталкиваются лбами с ожившей Историей. Бац — и вот они в центре главной галактической разборки. И всё мимоходом, без планов, надежд, перерывов на подумать, предвкушения, сомнений и конфликта мировозрений.

SW15

— Чего сказал?

И я не буду ругать антагониста за то что он плохая замена Дарту Вейдеру — замысел создателей понятен. Но я буду ругать Кайло Рена за то, что ему слишком много чести. Как этот пухлогубый обидчивый юноша удостоился олицетворять собой тёмную сторону, если зад ему едва не надрал недоштурмовик и надрала пацанка, ещё вчера ничего не знавшая о Силе. Не сделай Абрамс Первый Орден главной галактической угрозой вот так сходу и без малейших объяснений, убавь он скилл у новоявленных героев — и всё смотрелось бы куда правдивее.

 

 Ложка мёда

 

Неужто ему ничего не понравилось? «Не может быть», — скажет читатель сих печальных строк. Понравилось. Юная мусорщица с волевым характером и детским простодушием в роли главной героини.  Эстетичные лохмотья и мальчишеская ловкость не в силах скрыть женственность их обладателя и только добавляют Рэй очарования. Перед нами рыцарь и принцесса в одном флаконе. Сильная, но нуждающаяся в защите. Невинная и сексуальная. Прекрасная без яркого мэйкапа, глубокого декольте и вечернего платья.  И конечно малыш BB-8, привносящий в фильм толику уместного комизма.

SW27

Всё лучшее, что есть в фильме легко умещается в этом кадре

«Но ведь абзацем выше ты писал, что новые герои не тащат. Ты уж определись как-нибудь» — снова возмутится читающий эти слова. Да, да и ещё раз да. Вот такое противоречие, мои друзья. При всём при том, что с образом Рэй, Абрамс попал в точку, этого мало. Ни органично вписать в сюжетную канву, ни сфокусироваться на образе у создателей фильма не получилось.

 

Отчуждение Силы

 

7 эпизод Звёздных Войн не то чтобы откровенно плох. Он откровенно пуст и беспомощен. Здесь есть несколько удачных идей и множество отсылок  к прошлому Саги, но нет главного. Нет идеи. Нет истории. Нет стержня. Дисней не знает что сказать и как и вряд ли понимает природу культа Звёздных Войн. Зато он прекрасно понимает каким коммерческим потенциалом обладает интеллектуальная собственность, купленная у Лукаса почти за бесценок(к слову вместе со студиями и технологиями) и будет разрабатывать эту алмазную жилу промышленными методами, не особо заботясь о чём то, кроме прибыли. График выхода фильмов расписан на годы вперёд. По нечётным годам основная история, по чётным — ответвления. А культ вполне можно лепить с помощью современных маркетинговых технологий. Не зря же рекламный бюджет Пробуждения Силы превышает производственный.

 

SW45

Изначально 7-ой эпизод должен был делать сам Лукас. Он хотел сделать фильм про семейные ценности и поколения. Хотел двигать сагу вперёд. Фильм уже готов был войти в стадию производства, но по разным причинам Джордж Лукас предпочёл отдать своё детище Диснею. Дисней предпочёл идти назад, а главными ценностями 7-го эпизода провозгласил драйв и косплей. Вместо фирменного блюда от шеф-повара, получили компот из сухофруктов от предприимчивых подражателей. Сила уже не та.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 баллов, 1 оценок)
Loading...Loading...
Дмитрий - Johnny Хрен с горы
Дмитрий has written 19 публикаций.

Комментарии:

7 комментариев

  1. Mihalych
    Mihalych 19.01.2016 at 20:15 -

    :mop: здорово!

  2. KLop 15.01.2016 at 19:22 -

    хорошая статья ) кстати, согласен процентов на 90 с написанным. в ком то веки ))

Оставить комментарий

Вы должны войти to post a comment.