Задолго до выхода этой игры вокруг неё уже возник ореол кинематографичного триллера в лучших традициях Голливуда. Этому безусловно способствовали грамотная рекламная кампания и отчасти память о предыдущем творении Дэвида Кейджа. Не будет большой ошибкой утверждать, что многие ждали от французской студии Quantic Dream тот же  «Fahrenheit», но без мистики и с большей свободой действий. «Любое твоё решение может изменить всё.» – распалял воображение рекламный слоган. Естественно, я был заинтригован не на шутку, предвкушая мощный детективный триллер а-ля «Семь», только предельно интерактивный, постоянно ставящий перед выбором.

СЮЖЕТ И ПЕРСОНАЖИ

Каждую осень серийный маньяк похищает детей, исключительно мальчиков. По-прошествии нескольких дней ребёнка находят мёртвым с фигуркой оригами в руке и дождевой водой в лёгких. Очередная жертва неуловимого маньяка, 9-летний Шон Марс, пока ещё жива, но у полиции и ФБР меньше недели на его поиски. По следу Мастера Оригами идут четыре человека, у каждого из которых на это есть свои причины. Но только один из них не имеет право на ошибку. Маньяк хитёр, блестяще заметает следы, не оставляя полиции почти никаких шансов. Чтобы спасти Шона его отец готов, кажется, на всё. Или нет? Решать вам.

Начинаясь неспешно, Heavy Rain даёт вам возможность освоить не самое простое управление, за игрой в образцового отца семейства.

c42989b62d1a

Кому то это может показаться утомительным и безынтересным, мне же такое начало виделось ровно тем, чем является – упоительным затишьем перед бурей. Идиллией, которая будет разрушена, но прежде сделает своё дело, настраивая на нужную волну.

d5814f1b8d4c

Очень скоро для архитектора Итана Марса краски жизни меркнут, а вместе с ними меркнет и солнечный свет. С этого момента и до самого финала мрачное небо, гигалитры воды и тусклый свет фонарей станут вашими постоянными спутниками, попутно символизируя депрессивное состояние героев.

763965c754bf

На пути к поимке преступника игра не раз щекочет нервы и вызывает самые разные эмоции. Даже сцена в супермаркете, которая делит жизнь Итана на «до» и «после», при всей своей простоте показывает, на что способен Heavy Rain. Казалось бы, чего тут особого: ребёнок потерялся – бегай по кругу, ищи, окликай его и не парься. Да-да, тот самый «press X to Jason», поднятый на смех всеми кто «прошёл» игру на Ютюбе.

31678b39788a

«Изнутри» всё это видится совсем по-другому. В магазине, где было почти пусто, вдруг не протолкнуться. Куда идти неясно, кроме как громко кричать имя мальчика ничего нельзя сделать, а все звуки перекрывает гулкое биение сердца обеспокоенного отца. Так просто и доходчиво передать игроку чувство волнения и беспомощности героя – это вам не семки щёлкать. Именно передать, а не показать – через пять минут я слышал уже своё сердце, через десять, когда  спасительный красный шарик исчез из видимости, я  сам едва не заорал “Дже-е-йсо-о-о-оон!”

Дэвид Кейдж много раз говорил, что у него грустная и мрачная история, но как она закончится зависит от игрока. А ещё, что самый плохой способ играть в Heavy Rain — тыкать во всё подряд, двигаясь от одной сцены к другой с любопытством стороннего наблюдателя. Игра предлагает вам выбор на каждом шагу: в разговоре, в способах сделать то или иное дело, нелёгкий выбор между тем, что хочется и тем, что надо. Но лишь в том случае, если вы будете делать свой выбор осознанно, “ Ливень” может стать для вас настоящим откровением.

c94cbfb1015d

Чем  он не стал, так это образчиком безупречного детектива, собрав в себе немало жанровых клише, приправив их щепоткой нелогичности и банального невнимания к деталям. Впрочем,  когда у творческих личностей появляется зуд сотворить нечто такое, что до них никто не делал, мелочи часто идут лесом. Вот и месье Кейдж думал отнюдь не о том, как не допустить маленьких нестыковок в сюжетных коллизиях, а совсем о других вещах. Но, поверьте, даже в таком виде — это едва ли не лучший детективный сюжет, что мне доводилось видеть в играх.

А ДУМАЛ ДЭВИД О…

How far will you go to save someone to love? Ещё один слоган рекламной кампании. «Как далеко вы зайдёте, чтобы спасти того, кого любите?» Именно поэтому детектив постоянно уступает место личной драме, уводя в сторонку дедуктивные умозаключения и саспенс (хотя его там полно). Рассказывая грустную историю, увлекая игрока неожиданными сюжетными поворотами и адреналиновыми моментами, Heavy Rain выводит личности персонажей на первый план — каждый со своими характерами, привычками, проблемами и мотивами. Каждая сцена позволяет узнать их чуть лучше, глубже заглянуть в душу. «Неважно кто ты в душе — о человеке судят по его поступкам». – говорила подруга Брюса Уэйна. Поступки  и их последствия – вот что такое  Heavy Rain.

1abf62dfec45

Управляя поочерёдно четырьмя героями, вы сами решаете кто ваш протеже: холодный циник, заботливый отец,  безрассудный герой, безучастный свидетель. Вспыльчивый, осторожный, решительный. А, может быть, вы сделаете его хладнокровным убийцей? Решаете ВЫ, и чувствовать за них придётся тоже ВАМ.  Пожалуй, это и есть главное в Heavy Rain. А ещё одиночество. Его, кажется слишком много, на каждого участника драмы, включая неиграбельных, и каждый пытается сбежать от него как может.

27971382ff71

КАК ЭТО ИГРАЕТСЯ

Геймплей игры включает три аспекта: свободное исследование для взаимодействия с окружающими предметами, диалоги с персонажами, экшн-сцены, реализованные посредством системы QTE. В любом аспекте есть возможность выбора. Интерфейс управления претерпел существенные изменения со времён Фаренгейта — стал более навороченным и чуть сложнее в освоении, но зато лучше погружает в игру.

3188236c9cc9

Хотите открыть дверь – двигайте правый стик вперёд, разбить фарфоровую змейку – резко тряхните дуалшок, будто пытаетесь разбить его об пол. Нужно включить зажигание  —  небольшое круговое движение стиком и вуаля. Собираетесь выстрелить из пистолета – ну конечно триггер R1, на котором палец покоится, словно на спусковом крючке. Наконец то функция  Sixaxis используется на всю катушку — бешено трясти, вращать, дёргать геймпад придётся много, а главное по делу.

В сценах QTE теперь всё внимание поглощено происходящим, а не двумя жирными кругами, как это было, сами знаете где.

781e83e8c988

Выбор фразы или действия во время диалога, реализован посредством подвижного облака из вариантов. Если герой измучен или сильно взволнован, оно ощутимо вибрирует, затрудняя принятие решения. При этом шкалы времени как в Фаренгейте нет, однако ограничение присутствует в большинстве случаев: сильно замешкаетесь, и игра сделает выбор за вас.

Нравится вам это или нет, но “Ливень” ещё больше приблизился к понятию “интерактивное кино”, чем его предшественник. Свободного исследования стало чуть меньше, диалогов намного больше. Стало больше выбора, а главное, его значимость возросла. И дело не только в том, что он влияет на развитие истории.  Heavy Rain действует на игрока порой через такие мелочи, которые уж точно не подвинут сюжет в сторону ни на дюйм, но способны вовлечь вас и заставить глубже сопереживать виртуальным героям.

abe0b63424d6

Помнится, раньше часто приходилось переигрывать эпизод, если что-то не удавалось. Да почти всегда. Тут же вам не предложат этого ни разу. Не успели, напортачили? Получите результат, вплоть до гибели одного из героев. Чем не игра в жизнь? Второго шанса попросту нет.

Звуковое сопровождение на очень высоком уровне. Музыка точно передаёт эмоциональную окраску момента, а неустанно моросящий дождь переносит с уютного дивана на холодные осенние улицы, не покушаясь при этом на ваш уют. Про то, что персонажи озвучены великолепно, наверное, можно и не говорить. Даже русская локализация вызывает сугубо приятные впечатления, а такое, согласитесь, случается не так уж и часто.

Визуально «Ливень»  сложно назвать красивой игрой. Дело не только в избытке серых тонов и бесконечном дожде, ворующем сочность и глубину окружающего мира. Многие локации не блещут детальной проработкой, играя  роль наспех сделанной театральной декорации, на фоне которой разворачиваются нешуточные страсти. Огромный полицейский участок выглядит совершенно невзрачно. Хуже того – стерильно. Где все те сотни мелочей, с помощью которых авторы классических частей Resident Evil творили неповторимый облик и атмосферу своего детища? Увы, увы.  Но на это не сложно закрыть глаза, поскольку декорации – последнее, что запоминается в хорошем спектакле. Тем более что атмосферу они всё-таки создают и Heavy Rain по своему красив — спасибо дизайнерам.

795114c8737f

Зато над героями потрудились на славу. Оживить рисованного персонажа – одна из самых сложных задач геймдизайна. То, что подойдёт для шутера или мультяшного платформера, здесь не сработает. Виртуальные участники драмы должны играть словно актёры, а я должен им верить, пускай и закрывая глаза на несовершенство современных технологий. И я верил. Что действительно великолепно – это лицевая анимация, особенно глаза. Они на редкость живые, пожалуй, живее ещё не было. Естественно все движения героев и их мимика сделаны с помощью технологии мotion сapture, на которой Quantic Dream съели собаку уж точно крупнее пуделя.

Персонажи Havy Rain на экране:

5ef2e2aabf61

и в жизни

a9ed7bfcc310

В «Ливне» нет шкалы психического состояния героев. Вместо неё вам предлагают самим чувствовать и беспокойство, и вину, и сильное напряжение, и ответственность, жалость и даже неприятные такие укольчики своему самолюбию. Но только, если погрузитесь в историю и примите правила игры, навязанные Дэвидом Кейджем, среди которых главное — делать абсолютно любой, даже самый мелкий выбор осознанно, ставя себя на место героя, а не из банального любопытства.

Умело вовлекая игрока в поиск улик, допрос свидетелей и подозреваемых, нагнетая напряжение  и требуя быстрого принятия решений, Heavy Rain приведёт вас к тому финалу, который вы заслужили, попутно даруя редкую в играх возможность сопереживания героям буквально на каждом шагу.

52b9b3e8e009

Но прежде чем протянуть руку за игрой убедитесь, что уже отпраздновали свою восемнадцатую весну. Ну, или хотя бы шестнадцатую. Иначе вряд ли вы ощутите её настоящий вкус.

Heavy Rain – игра далеко не идеальная. Её легко критиковать, как и всё то, что нарушает привычные схемы. Легко выискивать бреши в сюжете и обвинять в “отсутствии геймплея”.  Ещё легче за критикой вторичных вещей проглядеть её суть. Проглядеть с непривычки. Да, я не могу назвать её шедевром, но легко ставлю в один ряд с ними. Ведь другой такой игры просто нет.

[ratings]

Комментарии:

2 комментария

  1. Zarin 26.03.2014 at 14:42 -

    Хорошая игра)

  2. sgtWhite 23.03.2014 at 11:29 -

    Отличная игра — первая из тех что я купил для PS3. Неделя увлекательного гейминга была обеспечена, причем как сейчас припоминаю, ко мне во время сего процесса заходили в гости люди весьма и весьма далекие от каких бы то ни было видеоигр и, реально сопереживали происходящему на экране )))

Оставить комментарий

Вы должны войти to post a comment.