Авторский обзор »

Shadow of the Colossus

Душа, однажды покинувшая тело, не может вернуться назад — так уж заведено у смертных. Но как смириться с этим, когда это душа твоей возлюбленной? Вступительный ролик показывает нам юношу Вандера, который привозит в заброшенный храм посреди запретных земель тело девушки в надежде, что обитающий там могущественный дух вернёт её к жизни. Таинственный голос сверху требует от Вандера  разрушить взамен все каменные статуи, стоящие в храме, что смертному не по силам. Однако у каждого изваяния где-то на просторах этих земель есть живое воплощение — каменный гигант. Наш протеже должен отыскать их всех, одного за другим, и уничтожить.

 

Дормин предупреждает Вандера:

— Учти, ты можешь дорого поплатиться за это.

— Не имеет значения.

Полный решимости юноша отправится исполнять волю духа, полагаясь лишь на свою ловкость и верного коня Агро. С самого начала вы вольны скакать в любую сторону — перед вами открыты все земли. Правда, кроме созерцания природного ландшафта с останками величественных полуразрушенных строений и бешеной скачки на лошади заняться там почти нечем. Поиск колоссов и их уничтожение — это пожалуй 90% геймплея. Да и вообще, Фумито Уэда сработал всю игру в технике минимализма, так присущего искусствам Японии. Подобно трёхстишьям хокку или живописи суми-ё здесь нет ничего лишнего, но то, что есть, сделано филигранно и с душой. Внешняя лаконичность удивительным образом гармонирует с геймплеем и заставляет ценить и наслаждаться каждым участком, каждым моментом игры.

edaa2a9834bf

Радуют небольшие, но гениальные в своей простоте и уместности находки разработчиков. Например, мечу, которым Вандер будет поражать колоссов, находится ещё одно, нетривиальное, применение. Оружие помогает не только одолеть, но и обнаружить каменных гигантов. Когда Вандер поднимает его над головой, лучи света отражаются в разные стороны. Вращая камеру, можно сфокусировать все лучи в один — он и укажет искомое направление. Делать это придётся часто, просто потому, что путь ваш отнюдь не всягда прямой. Иногда вообще приходится поблуждать, прежде чем найти логово очередного гиганта. Управление Агро реализовано на твёрдую пятёрку: на поверку всё тот же минимализм, но при этом вовремя повернуть, остановиться, сбавить скорость и просто понимать, где можно проехать, а где нельзя, придётся учиться — создатели вовсю постарались передать игроку ощущение контакта с живым существом. Это один из нюансов, что не даёт путешествию Вандера превратиться в унылую поездку из точки А в точку Б. Конечно, есть и другие, но о них я умолчу.

730cd1867d41

Оригинальные находки в дизайне также не оставят вас равнодушными. Чего стоит хотя бы причудливый мост, ведущий в запретные земли. Но в сторону лирику. Безусловно, главное, чем Shadow of the Colossus запоминается — это схватки с каменными гигантами, каждый из которых уникален. Чтобы одолеть такого мохнатое чудище вам вновь и вновь  предстоит решать непростую задачу: как, чёрт возьми, на него взобраться? Именно взобраться, ведь единственный способ убить колосса — найти на его теле уязвимые места и пронзить их мечом. Кстати, обнаружить их можно ещё до схватки. Догадайтесь как.

be9502358bf8

Признаться встреча с первым исполином вызвала неподдельное восхищение. Уворачиваясь от многотонной дубины, лавируя между ног гиганта, диву даёшься, как потрясающе смоделировано поведение маленького человечка и его каменного врага. Когда, вроде бы удачно, избежав встречи со стремительно приближающейся к земле дубинкой колосса, падаешь просто от того что под ногами содрогнулась эта самая земля, оно само по себе воспринимается на ура. Но ведь при этом Вандера наделили невероятно живой пластикой. Падая ли, вставая, спотыкаясь или карабкаясь, или балансируя на краю, юноша без труда вызывает симпатию своим живым поведением.

ea212c9bffd0

Преимущество перед гигантом у вашего героя только одно – он значительно проворнее, чем его противник

Понять, как залезть на эту махину пол-дела. Надо ещё добраться до его уязвимых мест, пронзить их мечом и при этом не упасть. А падать непременно придётся, и не раз. Пока Вандер весит на руках, он расходует свою силу – она закончится и руки разомкнуться. Восстановить её можно, лишь находясь на ногах или удерживаясь в горизонтальном положении, то есть тогда, когда нагрузка с рук убирается. Упускать такие моменты не стоит, иначе силы непременно покинут юношу. Даже добравшись до “болевой точки”, поразить её задача непростая – рассерженный колосс так рьяно норовит  сбросить Вандера, что вы непременно вспомните ковбойские родео, а может даже недавно купленный на распродаже потёртый словарь английской ненормативной лексики. Шутка )) Удивительно, но игра вызывает сугубо положительные эмоции даже тогда, когда после продолжительной схватки, отмеченной кучей неудачных попыток и падений, победа кажется уже в кармане, а вы вдруг погибаете и вынуждены начинать всё сначала. Каждый поединок с живым изваянием напоминает одновременно балет, шахматную партию и восхождение на гору, которой вдруг ни с того ни с сего вздумалось пуститься в пляс. Свободно вращая камеру, можно любоваться зрелищем с любой стороны,ощущая себя оператором эпичной киносцены. Признаться не раз были моменты, когда меня  посещал вопрос: какими молитвами или заклинаниями разработчики из  Team Ico уговорили Playstation 2 выдавать такую феерию? И хотя опытный геймер поймёт, откуда брались недостающие ресурсы, и чем за это пришлось расплачиваться, исключать  вмешательство высших сил всё же не стоит. Ибо через двадцать часов игры все чудеса меркнут перед битвой с последним колоссом.  И тот факт, что японские кудесники выжимали  ЭТО из железа 1999 года, заставляет ещё больше восхищаться их творением.

5b988f3d7c92

С земли этого колосса не одолеть, но можно привлечь внимание

На Shadow of the Colossus сложно навесить какой-нибудь привычный ярлык, загоняющий игру в чёткие рамки. Симбиоз картинки, музыки, сюжета и геймплея создаёт дивной красоты художественное произведение, которое и игрой то называть неловко.

Вы спросите: «Но, должны же быть недостатки. Разве их нет?» Да бог с вами. Они есть всегда и везде, без них немыслимо само понятие творчества. Но именно в этот раз на ваш вопрос я могу ответить только одно:

— Не имеет значения.

Не знаю было ли что-то подобное, хотя бы отдалённо, до Тени Колоссов, но то, как это реализовано у Фумито Уэда заставляет иначе взглянуть на интерактивные развлечения и их статус в умах обывателя. Спор о том можно ли считать игры видом искусства наряду с живописью или кинематографом возник не вчера. И у сторонников, и у противников подобного заявления есть весомые аргументы, вселяющие уверенность в собственной правоте. Вот только меня этот спор больше не занимает, ибо я совершенно точно знаю ответ.

Дмитрий - Johnny Хрен с горы
Дмитрий has written 19 публикаций.

Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны войти to post a comment.