К концу 21 века Человечество стало слишком тяжёлым бременем для Земли. То ли желая сократить популяцию в разы, то ли вырубить эту «заразу» под корень, мать природа насылает на своих распоясавшихся отпрысков почти библейские напасти. Вот вам засухи, вот вам пыльные бури, а роль саранчи отошла микроорганизму, уничтожающему злаковые культуры. Сокращение растительности не просто оставляет людей без пищи, а грозит в недалёком будущем превратить атмосферу Земли в непригодную для дыхания. Тут уж не до жиру, быть бы живу. В смысле научно-технический прогресс идёт лесом, а работники умственного труда массово переквалифицируются в землепашцев. В их числе и Купер — бывший сотрудник ликвидированной за ненадобностью NASA. И засевал бы он поля с злаковыми культурами до конца дней своих, если бы не череда аномальных событий, заставившая забыть про кукурузу и устремить свой взор обратно к звёздам.
Одиссея к дуругим мирам куда более по душе Куперу, нежели окучивание грядок. Но авантюра, на которую он подпишется, требует серьёзной жертвы. И не только от него. Стоит ли ради спасения человечества идти на такие жертвы?
Оставив семью герой летит к далёким звёздам, чтобы там в кромешной тьме, вечном холоде и мёртвой тишине отыскать для человечества новый дом. В помощь новоявленному спасителю отряжают команду учёных, на треть состоящую из негров и на треть из Энн Хэттауэй. Разумеется у зрителя тут не должно возникнуть ни малейшего сомнения, кто из них замутит с Купером. Ещё на первых минутах фильма становится ясно, что отец Мёрфи — вдовец, а дед объясняет, что он этим фактом слегка недоволен и пора бы сынку исправить ситуацию. Я тут было приготовился к романтической истории, а Нолан такой — не, нифига у меня фильм про науку, космос и отцовскую любовь. Никаких лямур-тужур в кадре.
В кои-то веки актёры у Нолана играют. Правда, математическая красота возводимой им конструкции, где значимость персонажа определяется его функциональностью, интересует британца по-прежнему больше, нежели сами персонажи. Они подобно роботам чувствуют, говорят и делают только то, что нужно для иллюстрации конкретных режиссёрских высказываний. Забавно, что в фильме есть робот-шутник, которого режиссёр пытается максимально очеловечить.
Кротовые норы и чёрные дыры, гравитация, сингулярность и теория относительности у Нолана прекрасно уживаются с сомнительными авантюрами и большими допущениями. Если в глобальных задачах заметно желание опереться на научный подход, в сиюминутных делах на первый план выступает эффектность и сильно смягчает строгость физических законов. Чего стоит только старт челнока с водной планеты, где гравитация, на минуточку, выше земной. Или ралли по краю чёрной, дыры или… много «или».
Воинствующие диванные эксперты с неподдельным энтузиазмом разобрали весь фильм по винтику, проверив каждый кадр на соответствие законам физики. Разумеется, чем отличается художественное кино от документального и почему фантастика имеет право на определённые вольности им никто не объяснил. На самом деле, соседство таких противоположных на первый взгляд вещей картине почти не вредит. Даже в самых лучших образчиках научной фантастики всегда было полно допущений, концептуальных упрощений всего и вся, что является вторичным относительно центральной идеи и основных постулатов. На то она и фантастика, в конце-концов.
За что фильм стоит немного пожурить, так это за картинку. Какие бы дифирамбы не пели спецэффектам или оператору, стоит признать что столь амбициозному фильму не достаёт визуальной выразительности. Нолан не мастак изъясняться посредством визуальных образов. Картинка тут в первую очередь — иллюстрация действий, слов и намерений, и в самую последнюю — самостоятельное средство выражения. Попытки передать ею то, что трудно или вообще нельзя передать словами, режиссёр всерьёз не рассматривает.
Забудьте про завораживающие панорамы далёких планет, осязаемую грусть увядающего мира, непостижимость жизни на крохотном островке в безбрежной чёрной пустоте. Забудьте про необъяснимую грусть по далёким мирам во взгляде. Забудьте про выражение мыслей посредством визуальных аллегорий и метафор. Космос тут космос, ледяная планета — ледяная планета, дыра — это нора, а нора — это кролик. Нет, стоп. Нора не кроличья, а кротовая. И вообще нора — это нора, а дыра — это дыра. И обе шикарно выглядят. То есть ровно так, как и должны, по мнению учёных. Нормальный астрофизик при просмотре Интерстеллара придёт в экстаз.
И честно-пречестно, но без помощи меланхоличных мотивов Ханcа Циммера космос так и остался бы пустым чёрным пространством с прекрасной норой и чудесной дырой. Предельно аскетичный саундтрек предельно органично вписывается в видеоряд, добавляя глубину прямолинейной и такой же аскетичной картинке. Вместе они творят почти чудо, наделяя холодный космос спокойным очарованием и придавая происходящему оттенок религиозного откровения.
Режиссёр не устаёт напоминать зрителю, что наука в его фильме играет не последнюю роль, ловко жонглируя её терминами, то и дело заставляя героев на пальцах объяснять зрителю мудрёные теории и вообще уводя на задний план всех, кто к ней не имеет отношения. Вот и сыну Купера достаётся минимум экранного времени, ибо что нам кукуруза, когда на кону судьба человечества? И что нам сын, когда есть дочь? Особенно если дочь демонстрирует тягу к науке, а не к кукурузе. В общем полное торжество науки над кукурузой ) И как то даже не сразу бросается в глаза простой факт: последнее что двигает учёными — научный интерес. В центре истории неожиданно оказывается вовсе не судьба мира и уж тем более не теория относительности Эйнштейна и, прости господи, сингулярность чёрной дыры.
Попытка соединить физику и лирику, проблемы глобальные с проблемами семейными, бесконечно большое с бесконечно важным пусть и получилась слегка неуклюжей, без сомнения удалась. Эпичные в своём замысле картины чаще всего стремятся вширь, чтобы масштабом убедить в своём величии. В Интерстелларе масштаб воистину космический. В самом прямом смысле. Но он не довлеет над земным. По космосу здесь расхаживают так же непринуждённо и беспечно, как по заднему двору своего фермерского дома, в чём, конечно, тоже можно усмотреть символизм. Масштаб здесь не значит ничего, как ничего не значит кукуруза. Верша судьбы всего человечества, герои норовят забыть о нём, всякий раз, когда решается их собственная. Да и представлено оно тут лишь кучкой зрителей футбольного матча и потому не особо волнует.
Вы не увидите долгой прелюдии к старту ракеты с неизменными атрибутами вроде зрителей прильнувших к экрану и замерших в ожидании. Ни ЦУПа, ни технических подробностей запуска, ни глупых аплодисментов по поводу и без, ни даже пафосной речи президента. И уже только за это Интерстеллару можно простить многое. Отсекая всё лишнее, Нолан лишает фильм привычного пафоса, присущего картинам героического спасения человечества, словно пытается опытным путём выяснить, возможно ли выдать эпик без него. Эксперименты на этом, впрочем, не заканчиваются.
Режиссёру уже тесно в своём амплуа: ничтоже сумняшеся он замахивается на лавры Ньютона с Энштейном, выдвигая гипотезу о физической природе любви. «Открыв» новую силу, Нолан как и полагается исследователю начинает проводить эксперимент и опытным путём выясняет главное её отличие от четырёх уже известных науке взаимодействий. Ядерные, слабые, электромагнитные и гравитационные силы слабеют на расстоянии. Любовь — нет. Не ограничиваясь одним экспериментом, британский режиссёр тут же ставит другой и выясняет, что время любви тоже нипочём.
Окрылённый этими открытиями, он спешит рассказать о них всем и каждому и сам того не желая делит зрителей на два лагеря. Одни поняли о чём фильм, другие поняли, что их надули и поспешили уличить Нолана в чересчур вольном отношении к науке. Последние уже целый год убедительно доказывают свою «правоту» попусту расходуя террабайты на жёстких дисках хостинг-провайдеров. Вот только их гипотеза строится на изначально ошибочном постулате и её доказательство лишено смысла.
И знаете что, даже «обманутые» должны сказать Кристоферу Нолану большое спасибо. Сколько из них обратились хотя бы к Википедии в попытке лучше понять, с чем они собственно спорят, я не знаю, но думаю счёт идёт на миллионы. Даже ваш покорный слуга, открыл для себя столько нового и интересного, что в свои тридцать с хвостиком всерьёз задумался сесть за школьные учебники, ибо основы, без которых весьма непросто въезжать в сложные и фантастически захватывающие научные теории, хорошенько подзабылись.
Вряд ли какой фильм за последние годы сделал для популяризации астрофизики и физики вообще больше, чем Интерстеллар. И ничего, что он не станет по-настоящему культовым как шедевры Тарковского или Кубрика, его не разберут на цитаты и вероятно не включат в учебники. В век, когда жанр переживает упадок, невозможно пренебрегать ни одной, пускай даже посредственной попыткой его возрождения. А эта попытка на данный момент лучшая.
А как же СИЛА ЛЮБВИ как физическая величина? Тоже второстепенная деталь?
да там весь фильм второстепенная параша
Почему второстепенная? Эта важнейшая деталь)
ага. прям как вера у ебанутых верующих
Все во что-то да верят)
ага, человек, вышедший в космос, который верит в любовь, которая сила, осязаемая величина…
Вчера глянул данный фильм. Начало бодренькое, но к концу как-то скучно становиться. Нет инопланетян. Они серьезно ? Где другие цивилизации.
«МарсианинЭ страдает той же ошибкой.
Лучше «Знаки» пересмотреть.
я ж говорил, что марсианин такой же кал псевдонаучный
Потому что нет зелёных человечков? О, да! С ними то в сто раз научнее было бы
Да при чем тут? ) надеюсь, тут хоть про СИЛУ ЛЮБВИ никто не загоняет ))
вот я очень сомневаюсь в твоей научности. ты как идеальный диванный критик ))) все говно и на этом аргументация заканчивается.
аргументацию ему подавай… самому то мозгой раскинуть никак? ) все разжевать надо )
Какие инопланетяне, Горрен-кун? Инопланетян даже в Секретных Материалах нет, только трещат о них и нагнетают ) А тут как бы вообще не о них фильм.
А о ком тогда говорили в фильме ? Точнее намекали ……
ты че?! эту крысиную нору создали МЫ!
Кротовую, Клопыч. Кротовую )
Горрен правильно говорил, «Знаки» гораздо интереснее смотреть, и саспенс как надо нагоняют. СТРАШНА!
Есть практически во всех наших публикациях один большой минус: слишком поздно они выходят )))
Вот не надо нам тут ) Ты донёс на Судью и через четыре дня последовал вердикт. Четыре дня, Карл!
а кто такой карл?
Ды ты задрал, я тебе лично рассказывал.
Ты уже спрашивал, а Ковекс объяснял. Причём совсем недавно и кажется с картинками )
да? чет не помню такого.
о, да )
Пол-часа докапывается и не понимает, ага ) Клоп, такие трюки можно проворачивать с любым кино. Хочу его обзоры на Дартаньяна с Электронником и специально для тебя на Апокалипсис Сегодня ))
с Апокалипсисом я его уже и так полгода тереблю )
Мазохист?
он? )
Ты )
если б ты посмотрел ролик, который я тебе скидывал, то понял бы, что ошибаешься )
Какой ещё ролик? Красного циника что-ли? Так я его смотрел. От и до )
и что, неубедительно? )
Почему не убедительно? Убедительно. Убедительно доказывает то, что в принципе вторично ) Ты вообще видел другие его обзоры? Робокоп, Первая кровь, Коммандо, Снайпер. Да что там! Он даже до Судьи Дредда докопался. Я его месяц назад смотрел, первый раз за лет пятнадцать. Лыба до ушей, комикс каким он и должен быть. Жаль что так уже не делают. Нет, я ещё могу понять претензии к Интерстеллару, но те же претензии к Дредду просто абсурдны. Только нашему критику это до одного места. У него в принципе формат такой, он заложник формата.
смотрел, конечно. все смотрел )
ну а что Дредд? ) там как раз все вполне доходчиво объяснено. наоборот, он не понимает почему критики так не взлюбили Дредда со Слаем.
как говорится, за рассказ ставлю 5, а за кино — неуд ) неуд.
Добряк )
фильм — полное говно, откровенно скажем
Откровенно не согласен )
чей то?)
А той то ) Все твои претензии не к художественно-смысловой части, а к второстепенным деталям, не играющим важной роли в замысле. Да и большинство из них можно оспорить.