Авторский обзор »

Ar Tonelico Qoga: Knell of Ar Ciel

«Полное разачарование для фанатов – откровенный провал серии»

 

Итак, что же собственно говоря, так привлекало геймеров в серии Ar Tonelico? Мне, как человеку который в свое время предпочел перейти на ПК как на игровую платформу и, в связи с тем практически полностью пропустившему эпоху расцвета игр данного жанра на PlayStation 2, было не так уж легко найти ответ на этот вопрос. Тем не менее, мои изыскания в данном направлении все же увенчались относительным успехом и, теперь я могу с определенной долей уверенности сказать: главными «фишками» серии всегда были как уникальная боевая система (совершенно не похожая ни на одну другую в жанре) так и прелюбопытнейшая концепция заложенная в основу прокачки ключевых персонажей – Reyvateil`ей. Последняя представляет собой эдакий симулятор свиданий с элементами квеста, где игроку предстоит полное погружение в сознание (Cosmosphere) своих подопечных героинь с целью более близкого с ними знакомства (сдерживаю пошловатый смешок) и, как следствие оного – открытия у вышеупомянутых пассий новых исполнительских талантов\боевых навыков.  Теперь же серия пытается обрести свое продолжение на  PlayStation 3, но после первого наигранного десятка часов я почувствовал мягко говоря, недоумение — Ar Tonelico Qoga: Knell of Ar Ciel совсем не подпадала даже под ничтожнейшую толику тех восторженных отзывов, которыми любители JRPG так щедро награждали две предшествующие ей игры серии. Возможно ли, что в данном случае мы имеем дело с таким распостраненным поныне явлением в игропроме как «перемены к худшему»?  Ну что ж, попробуем разобраться вместе.

7baf210222ae

 

 Обложка европейского издания игры

Некоторая сексуальная составляющая всегда была неотъемлемой частью макрокосмов Ar Tonelico. В Melody of Elemia – самой первой игре серии она носит достаточно запутанный и тонкий характер – значительная её часть попросту предоставлена силе воображения геймера, (что на мой взгляд является как превосходным сюжетным решением так и очевидным признаком «хорошего тона»).  С выходом Ar tonelico II: Melody of Metafalica сей пикантный подтекст становится все более и более очевидным, он практически лежит на самой поверхности повествования. Теперь Namco Bandai и NIS America выпустили третью часть серии, где секс уже не какой-то обертон  —  это намеренно и порой весьма нелепо акцентированный, элемент геймплея. Я уже не говорю о каких-то там шутливых диалогах между персонажами – здесь вся боевая система построена на постепенном раздевании вашего Reyvateil`я перед ошалевшими от такого зрелища, супостатами. Нечего и говорить что вкупе со скудным графическим исполнением игры, у меня во время длительных и жарких баталий не раз создавалось впечатление, что я являюсь невольным участником какого-то буйного эротического действа, притом носящего весьма сомнительный характер, как в смысловом, так и в качественном плане. Но об этом немного позже.

066776b5ad45

 Батальные будни иногда начинают напоминать «разборку» посреди борделя ))

Конечно же, здесь есть девушка, превращающая врагов в торты и печеньки )) Сюжетная линия берет свое начало с нашего знакомства с главным героем: это ловкий и смышленый паренек по имени Aoto, чья жизнь доселе тихо и безмятежно проходила посередь пасторальных пейзажей захолустной деревеньки. Все бы ничего, да как водится в таких случаях, ему нежданно-негаданно приходится спасать от нападения хулиганов в лице регулярных войск, одну довольно странную девушку по имени Saki (впоследствии — одна из основных Reyvateil`ей игры). Непосредственно сразу после достижения успеха в своем благородном начинании, наш Aoto намеревается порасспросить незнакомку о подробностях её нелегкого бытия, но суровая судьба распоряжается иначе: внезапно на горизонте появляются новые полчища врагов, Saki перевоплощается в совершенно другую (но не менее симпатичную), девушку, которая принимается исполнять нечто вроде своеобразной боевой молитвы. Одновременно с этим, она в мгновение ока теряет до 95% собственной одежды, что немедленно заставляет вражьи орды совершить любопытную метаморфозу в тортики и печенюшки, а нашего главного героя — взять вынужденную театральную паузу, по прошествии которой, он клянется защищать Saki начиная вот с этого самого дня и теперь нас ожидает увлекательное путешествие, изобилующее неожиданными, (тем не менее, далеко не всегда удачными), поворотами сюжета. Впоследствии мы повстречаем и другую Reyvateil -недотепу по имени Finnel, а нашими двумя неразлучными спутниками станут V-Board`ер Tatsumi (давний друг Aoto), и Hikari Gojo, специалист по Reyvateil`ям, в быту именующийся просто «доком».

f8115cbf4c56

Aoto (в центре) в компании собратьев по оружию

Ar Tonelico, равно как и любая JRPG, пытается следовать собственной, (порою наспех вылепленной), философии. Однако, опять же, как и в подавляющем большинстве игр данного жанра, она не делает этого чересчур старательно. Да, здесь есть кое-что еще кроме изрядно наскучившего «спасти мир», но все же придется довольствоваться малым. Если бы сценаристы  придумали верный способ успешного перезапуска серии «с нуля», это безусловно бы сработало, но в данном случае нам приходится иметь дело с повествованием  настолько же убедительным, как плохое кино 80-х. Будучи третьей частью серии, игра теряет массу потенциально выгодных возможностей просто от очевидной нехватки сюжетных параллелей со своими куда более удачными, предшественницами. Да, попытка разработчиков сделать повествование доступным для новичков в серии – налицо, и основной сюжет имеет разве что необходимый минимум точек соприкосновения с ранними Ar Tonelico, что явно не послужит предметом восторга для истинных фанатов.

6bb2b8bc81df

Мучительные раздумья главного героя

Поговорим о персонажах Ar Tonelico Qoga в целом. Да, тот факт что они «способны» как на дружбу, так и на более близкие личностные отношения, которые крепнут на протяжении всей игры, является весьма интригующим. Кроме того, история каждого персонажа есть ни что иное, как еще один кусочек пазла в своеобразной мозаике сюжета – без ее подробного раскрытия нам попросту не обойтись. Однако, даже если проявить к Ar Tonelico Qoga всю должную снисходительность, её персонажи находятся слишком близко к сложившимся стереотипам JRPG, чтобы вызывать у игрока какие-то совершенно новые эмоции. Это вовсе не значит, что они малосимпатичны или донельзя скучны, просто в данном случае рассчитывать на свежие веяния не приходится. Хотя, один из персонажей определенно заслуживает отдельного разговора, благо ему удалось окончательно превратить эту игру в логически завершенный кавардак (по крайней мере, для меня). Это — все та же Saki:

ab68d328f6c0

Как я уже упоминал, Saki является одним из ключевых женских персонажей, также она служит своего рода введением  в историю, и она же, безусловно, одна из самых «жутких» героинь JRPG, несмотря на вполне миловидную внешность. Порой мне казалось, что сама сюжетная линия пытается убедить меня в том, чтобы я, от греха подальше, поскорее и насовсем, сменил ее на Finnel. Saki портит эту игру точно таким же образом, как это в свое время проделывали Alfinia с «Grandia III» и Ryfia с «Arc Rise Fantasia». Она выглядит на десять лет, говорит о себе в третьем лице как ребенок, время от времени наряжается кошкой, и демонстрирует полное отсутствие каких-либо способностей к самостоятельному мышлению. Это именно тот тип женщины, которой постоянно и отчаянно требуется помощь мужчины вместе с тем, чтобы её в очередной раз от чего-нибудь, да «спасли». Finnel, по крайней мере, в состоянии постоять за себя и даже нередко принимается спорить с Aoto, хотя ее компетентность и объективность зачастую оставляет желать намного лучшего. Так или иначе, все Reyvateil`и на мой взгляд, внешне совершенно не соответствуют ни своим откровенным выходкам на поле боя, ни порой чересчур смелым диалогам – для всего этого они еще слишком молоды. Подобная профанация в прорисовке персонажей и их взаимоотношений (а это один из краеугольных камней Ar Tonelico), явно свидетельствует не в пользу разработчиков, ибо все остальные повествовательные аспекты игры представляют собой эдакую солянку из JRPGшных архетипов.

Ну где еще увидишь стриптиз на поле брани? Брррр… )))

В предыдущих частях Ar Tonelico применялась традиционная пошаговая боевая система, здесь же ей на смену приходит реалтайм, несколько напоминающий собой тот что использовался в “Star Ocean : The Last Hope”. И все же, важнейший аспект пусть теперь и обновленной боевки, остался неизменным, это — защита ваших Reyvateil`ей. Просто побегать по полю брани с мечом наперевес не получится, ибо необходимо постоянно приглядывать за наиболее рьяными вражинами, которые запросто могут прорваться к Reyvateil`ю (а его гибель почти со 100% вероятностью повлечет за собой ваше поражение в битве), пока вы усердно рубите головы их незадачливым коллегам. Процесс сей опеки немного затрудняют обширное поле боля и некоторая топорность игровой камеры, что в итоге потребует от игрока некоторого времени на привыкание, однако здесь разработчики пошли навстречу не слишком расторопным геймерам и игра с готовностью предупредит нас о внезапном рейде противника в тыл с последующей атакой Reyvateil`я. Настоящим спасением довольно часто может послужить специальная способность персонажа моментально отбросить всех врагов от Reyvateil`я – она назначена на кнопку «О» и нуждается в некотором количестве времени для перезарядки.

6c5d02320772

Aoto на страже Reyvateil`я Finnel

Reyvateil`и – это ключ к победе в любом сражении. Обычные атаки других ваших персонажей довольно слабы, и, выиграть даже рядовую схватку, не говоря уже о серьезной стычке с боссом  без использования Reyvateil`я, попросту не представляется возможным. Во время битвы, в нижней части экрана можно узреть объект, несколько смахивающий на эквалайзер – он служит для синхронизации атак игрока с ритмом песни Reyvateil`я. Своевременные нажатия на кнопку атаки, постепенно накапливают способность Reyvateil`я к применению ей одной из многочисленных специальных атак, о полной готовности к которой, игрока оповещает высвечивающаяся надпись «PURGE READY», после чего необходимо встряхнуть геймпад и нажать R1, R2, L1, L2 для проведения мощной атаки или же задействования одного из вспомогательных скиллов. Махать джойстиком (а это необходимо практически в каждом бою), поначалу не слишком удобно, да и их чувствительность к манипуляциям геймера поистине далека от совершенства (по крайней мере, в данном случае). Я всячески приветствую игры в которых разработчики пытаются использовать возможности Sixaxis,  но, к сожалению, в Ar Tonelico эта функция выглядит чересчур неуклюже и являет собой не более чем ненужное излишество. Кстати говоря, именно во время проведения своих специальных атак, Reyvateil`и избавляются от того количества одежды, которое точно пропорционально прогрессу достигнутому игроком в изучении их Cosmosphere. Как я уже рассказывал выше, это одна из фирменных «фишек» Ar Tonelico и, на этот раз, фанаты игры уж никоим образом не будут чувствовать себя обделенными – именно там, в Cosmosphere, игроки полностью узнают своих Reyvateil`ей, принимая самое непосредственное участие как в поверхностных психологических процессах так и в дремучих глубинах подсознания вверенных им подопечных. Те несколько колоритнейших сцен свидетелем которых мне довелось побывать путешествуя по одной из Cosmosphere, даже склонили меня к мнению что они гораздо более интересны, нежели весь остальной сюжет игры. Стоит также добавить, что именно исследуя Cosmospheres, игрок постепенно открывает все новых и новых забавных существ именующихся Hyumas, которые по сути представляют из себя вышеупомянутые специальные навыки. Этих самых Hyumas в игре превеликое множество, у всех них разные тональности, биты, и песни, так что с ними бывает довольно интересно поэкспериментировать. О элементе синтеза представленном в игре, я не буду распостраняться слишком пространно, достаточно лишь упомянуть, что все необходимые игроку айтемы легко сыщутся в ближайшем же подземелье или и вовсе на прилавке местного магазина.

3f0f2314bf75

Hyuma

Ну что ж, теперь пора поподробнее рассмотреть все ужасы геймплея )) Несмотря на тот факт что Ar Tonelico получила совершенно новую боевую систему, она по-прежнему играется крайне медленно и вяло, что исконно является настоящей «головной болью» всей этой серии.  Я, конечно не против продолжительных поединков с супостатами, но в данном случае рандомные битвы доводили меня до настоящего исступления, заставляя панически шарахаться по карте в тщетных попытках избежать очередного(over 100го по счету), вооруженного столкновения. Да, в игре предусмотрен специальный датчик, шкала которого после каждой стычки немного опускается вниз, по направлению к нулевой отметке, достижение которой означает, что вражеских атак в данной локации больше не будет, но, например, стоять на месте и размеренно истреблять нечисть с целью обнуления счетчика – это, согласитесь, уже более чем нудно и, в итоге, игроку приходится тщетно воздыхать о нереализованной в игре возможности автобоя. Кроме того, Ar Tonelico Qoga прямо-таки изобилует локациями и подземельями сделанными что называется, «под копирку». Учитывая, что по многим из них приходится путешествовать до пяти (а то и более) раз, такое решение определенно не может претендовать даже на энный необходимый минимум приемлемости.

a622dd0c4099

Фрагмент карты игрового мира

Другим очевидным минусом игры является введение 3D-графики, которая здесь выглядит откровенно говоря, чуть более чем уродливо. Единственной «ложкой меда» в настоящем случае можно считать только безукоризненно выполненные в стиле аниме, игровые ролики, которые хотя бы в какой-то мере оправдывают присутствие Ar Tonelico Quga на консоли текущего поколения. Традиционно принято считать, что одним из самых очевидных достоинств серии является великолепное музыкальное сопровождение, но как мне удалось выяснить в дальнейшем, настоящая игра продемонстрировала самый слабый и невыразительный саундтрек из всей трилогии. Тем не менее, здесь присутствуют несколько действительно неплохих композиций, однако они весьма далеки от того чтобы вызвать у геймера бурю восторженных оваций. Объем работы проделанной актерами над озвучкой игры действительно впечатляет (количество внутриигровых диалогов – огромно), но все же им не получилось обойтись без некоторых эмоциональных перегибов в определенных (подчас пиковых), моментах сценария.

Одна из немногих действительно удачных песенок в игре (ИМХО, разумеется)

Подводя вполне закономерные итоги, можно сказать, что Ar Tonelico Qoga в какой-то мере все же способна утолить жажду многих любителей JRPG, но при этом следует помнить о тех поистине непростительных недостатках, коими игра изобилует буквально на каждом шагу. Здесь напрочь отсутствует какая то ни было оригинальность – все, абсолютно все из того что нам доведется увидеть и услышать, уже давно представляет из себя заезженное клише. Предполагается, что данная игра станет последней в серии Ar Tonelico и, честно говоря, я думаю, что это даже к лучшему. Очевидный переизбыток сексуальной тематики, сальные шуточки персонажей, скудная  визуальная составляющая – вкупе все это выглядит крайне непривлекательно. Впрочем, я вполне допускаю возможность того, что настоящий фанат серии, следивший за ней еще с самого момента зарождения, все-таки найдет здесь лиричную и трогательную историю, глубоко погребенную разработчиками под массой недочетов как технического, так и сюжетного характера. Кто знает, может быть, для истинного любителя JRPG преодоление всех вышеперечисленных изъянов игры не составит какого-нибудь особенного труда? Для меня же очевидно только одно: Ar Tonelico Qoga разачаровывает рядового геймера полностью и бесповоротно.

954e9ad0ada1

sgtWhite
sgtWhite has written 3 публикаций.

Комментарии:

3 комментария

  1. Defcon1
    Defcon1 24.03.2014 at 03:06 -

    Несколько диалогов из Ар Тонелико 1-2 :))
    Ревайтейля Клоше и рыцарь Круа первый раз пытаются проапгрейдиться перед боем с боссом:
    -Идиот! Давай уже быстрее сделай это!
    -Прости. Просто…просто я никогда не делал этого раньше.
    -Неважно!Просто давай быстрее!
    -П-прости.
    -Хватит извинятся! -АЙ- Не так!
    -П-прости. Я буду вводить медленее.Так лучше?
    — -НХН- Я… в порядке. Прсто… давай поскорее сделаем это!
    -Я пытаюсь. Сейчас, уже скоро.
    — -ААААЙЙЙ- Это больно, идиот!
    -П-прости.
    — Прекрати — АЙ — Прекрати извинятся и давай уже скорее, придурок!
    -Вот, он входит…вставляю!
    -ААААААХХХХХХХХХХ
    !!!! Кристалл усиления вставлен !!!! :)
    Диалог между рыцарем Лайнером и майндгвардианом внутри космосферы ревайтейли Аурики
    -Помнишь, ты трогал Аурику за ключицу?
    -Когда?
    -Когда кристалл усиления вставлял.
    -А, да. А что?
    -Она это тоже не забыла.
    -Эм, здорово. А что такое?
    -Так ты что, НЕ ЗНАЕШЬ?
    -Не знаю ЧЕГО?
    -Правда-правда не знаешь?
    -Правда не знаю. Что такое-то?
    -У нее там слабое место. Она любит когда ее там гладят… Забудь о том, что я тебе говорила!!
    -…ок!!??

  2. Defcon1
    Defcon1 23.03.2014 at 15:53 -

    Отличный материал Серж,респект! Только добавь еще парочку скринов с девченками,плиз)

    Я как то не созрел в свое время на покупку игры,ибо цена тогда была ой-ой колючая,да и видео на ютубе малость смущала уж больно вычурной аляповатостью происходящего,но главные претензии из увиденного — это на мой взгляд сумасбродная реал тайм боевка и выносящая мозг музыка.

    Как прошедший Ар Тонелико 1-2 смело заявляю,что в тех играх музыка превосходна,гимносы героинь наполнены поразительнлй красотой и мощью,я порой просто откладывал джойстик ПС2,чтобы сесть рядом с телеком и просто послушать,расслабиться под грустные,или полные задора мелодии)

    • sgtWhite 24.03.2014 at 02:46 -

      Для тебя — найдется даже видео ))) Первый и покамест единственный подробный обзор этой игры в Рунете, поздравляю коллега )))

Оставить комментарий

Вы должны войти to post a comment.